Залим Мирзоев родом из Кабардино-Балкарии. Его детство прошло в райцентре,
в 25 км от Нальчика. Учился Залим в школе, специализирующейся на радиоэлектронике,
а практику проходил на заводе. Будучи юношей мечтательным и свободолюбивым, он
уже тогда дал себе слово, что завод – не для него. А вот кем стать это был большой
вопрос.
В старших классах Залим Мирзоев участвовал в школьной самодеятельности, а еще
посещал театр в Нальчике, который произвел на него неизгладимое впечатление. Тем
не менее, об актерской профессии он не помышлял. Да и с точными науками у него
было гораздо лучше, чем с гуманитарными. А еще юношу привлекали дорога и просторы,
и поэтому одно время Залим думал о том, чтобы стать водителем-дальнобойщиком.
Выбор в пользу актерства Залим сделал уже к окончанию школы. Ему казалось,
что эта профессия дает независимость и свободу. Залим Хажмирзович признается:
«Я ничего не знал об этой профессии. Если бы знал, может, и не пошел бы, потому
что выбрал-то самую зависимую профессию. Но потом все-таки выяснил, что и здесь
можно быть относительно независимым…»
Залим Мирзоев отправился в Москву и с первого раза поступил в Щукинское театральное
училище…
Нальчик. Театр и кино
В 1975 году Залим Мирзоев окончил актерский факультет Высшего театрального
училища им. Щукина при Академическом театре им. Евгения Вахтангова и вернулся
в Нальчик, где устроился в труппу Национального Кабардинского театра. На его сцене
молодой актер сыграл роль Тимофея Рваного в спектакле «Поднятая целина» Шолохова.
Вскоре Залима Мирзоева призвали в армию. Отслужив, он вновь вернулся в Нальчик,
на этот раз, поступив в труппу Драматического театра им. Горького. Там он принимал
участие в спектаклях: «С любовью не шутят» (Дон Хуан), «Жестокие игры» (Никита)
и др.
На 70-е годы приходятся первые работы Залима Мирзоева в кино. В 1979 году молодой
актер снялся на студии Владикавказтелефильм в остросюжетной картине режиссера
Рафаэля Гаспарянца «По следам Карабаира» (по одноимённому роману Рашида Кешокова),
сыграв роль Зубера. Фильм повествовал о самоотверженной борьбе сотрудников милиции
с контрреволюционным бандитизмом. Год спустя вышло продолжение картины – фильм
«Кольцо старого шейха».
Тверской (Калининский) театр драмы
Как рассказывает сам Залим Мирзоев, в начале 80-х у него появилось желание
уехать из Нальчика. Ему рекомендовали театры Риги, Петрозаводска и Горького. Он
выбирал, выбирал, а затем в 1982 году выбрал Калининский (ныне Тверской) драмтеатр.
Этот театр в 70-е – 80-е годы был широко известен в Советском Союзе. Труппа
нередко выезжала на гастроли в Москву, будоража своими спектаклями театральную
общественность столицы. А еще Залим Мирзоев рассказывает, как в годы учебы в Щукинском
училище ему и другим студентам преподавали экономику театра на примере именно
Калининского драмтеатра как организации удачной, крепко стоящей на ногах. Все
это повлияло на его решение перейти именно в эту труппу.
В Калинине Залим Мирзоев с головой окунулся в работу. В год его поступления
открылась Малая сцена, и каждый сезон в репертуаре появлялось восемь новых названий,
а бывало и 12. Актер сыграл множество самых разных ролей. Его героями становились:
Салай Салтанович в «Последней жертве» Островского, Тони в «Матери» Чапека, Велимир
в «Докторе философии» Нушича, Протей в спектакле «Два веронца» по Шекспиру, Тита
Нани в «Кьоджинских перепалках» Гольдони, Емельян Пугачев в «Капитанской дочке»
Пушкина, Господин Вальтер в «Милом друге» Ги де Мопассана, Антонио в «Двенадцатой
ночи» Шекспира, Трутов в лермонтовском «Маскараде», Дорн в «Чайке» Чехова и многие-многие
другие…
А потом грянула Перестройка, постперестроечное время. Страну парализовал тяжелейший
кризис, и народу было совсем не до театра. Залим Хажмирзович вспоминает: «Сначала
я, как и все, был в растерянности. Что делать? В то время я был на одной той самой
ниточке, о которой говорю. Кроме как играть на сцене, ничего не умел. Я даже подумал:
Господи, ну почему меня родители не отдали в ПТУ?! Те, кто умел что-то делать
руками, как-то выживали. Семью надо было содержать, и я стал работать. Торговал
радиодеталями, в которых ничего не понимал. И когда мне называли лампу или диод
какой-то, покрывался холодным потом – как это выглядит, где искать? Челночил,
запчасти какие-то возил, отделывал квартиры. Чем только не занимался! Нет, это
не выживание, а опыт – все на профессию ложится, все помогает…»
Залим Хажмирзович сумел пережить трудные времена и вернуться в профессию. В
1996 году он поставил на Малой сцене Тверского драматического театра спектакль
«Колокола» по пьесе Мамлина, который стал украшение репертуара театра. В 2001
году Указом Президента Залиму Мирзоеву было присвоено звание заслуженного артиста
России. А год спустя на сцене тверского Театра для детей и молодежи им была осуществлена
постановка спектакля «Услышь и будь счастлив» по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии
Фарятьева».
Кино. Новый век
После переезда в Калинин (ныне Тверь) Залим Мирзоев выпал из поля зрения владикавказских
кинематографистов. А на центральных киностудиях он не снимался. Так что актер
и кинематограф долгое время существовали параллельно друг от друга. К тому же,
став старше, Залим Хажмирзович считал, что в его возрасте начинать карьеру в кино
глупо и бессмысленно. Как оказалось, считал он так зря..
Залим
Мирзоев всегда хорошо контактировал с молодыми актерами. А те в свою очередь удивлялись,
почему он не пробуется в кино. И вот кто-то отвез его фото в актерское агентство,
а затем и уговорил поехать на пробы. Последовало несколько эпизодических работ,
затем роли Юсуф-паши в известном сериале «Институт благородных девиц», профессора
Моисея Соломоновича Лившица в детективной мелодраме «Русская наследница», Георгия
Меликяна в криминальном сериале «Крутые берега».
Наконец в 2012 году на экраны вышел комедийно-приключенческий сериал с элементами
фэнтези «Пока цветет папоротник» режиссера Евгения Бедарева. Героем Залима Мирзоева
в нем стал маг Аржан, стоявший на стороне добра и сдерживающий проникновение темных
сил из другого мира.
Вот так, неожиданно для себя, Залим Мирзоев стал востребованным киноактером.
Тем не менее, сам он утверждает, что был и остается, прежде всего, театральным
актером. И все договора на съемки заключает лишь исходя из графика Тверского драмтеатра,
где он успешно работает и по сей день.
Игорь BIN
Использованные материалы:
«Молчание предшествует слову», «Новая газета в Твери», 24.01.2001
Мария Спиридонова, «Еще не вечер», http://www.tverlife.ru
Залим Мирзоев на сайте http://www.dramteatr.info